(8182) 29-01-90
приёмная комиссия
(8182) 29-13-83
учебно-методический отдел
 

Анонсы

Невесомость

Состояние невесомости – это совершенно исключительное, ни с чем не сравнимое ощущение, когда человек может свободно парить в воздухе, не обременённый собственным весом. Невесомость – это естественное состояние космического полёта. Человек столкнулся с невесомостью с 1961 года – с первого космического полёта Ю. А. Гагарина. За 51 год учёные многое узнали о невесомости, но она таит в себе ещё много загадок и опасностей.

Невесомость продолжают изучать в подмосковном Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Состояние невесомости создается на борту специализированного самолёта-лаборатории ИЛ-76 МДК, пилотируемого лётчиками-асами. Именно на нём совершаются параболические полёты (парабола Кеплера) на большой высоте, позволяющие моделировать режимы невесомости, соответствующие реальному космическому полёту. Полёт на невесомость продолжается 1,5 – 2 часа. За это время создается 10 режимов невесомости, продолжительностью до 30 секунд каждый. Это происходит так. В зоне выполнения пилотирования на невесомость самолёт летит горизонтально на высоте 6000 метров. Затем самолёт с ускорением под углом 45 градусов резко набирает высоту на 10 000 метров. В этом режиме полёта вверх на людей действует перегрузка более 2g. Ощущение тяжести длится 15 – 20 секунд. В верхней части параболы Кеплера пилот почти совсем убирает силу тяги двигателей, и самолёт летит по инерции. Как только сила инерции, противоположная по направлению силе тяготения, становится равна ей по величине, то сила тяжести внутри салона самолёта-лаборатории становится равна нулю – наступает невесомость. Это происходит в верхней точке параболы Кеплера. Затем самолёт под углом также 45 градусов начинает резкое снижение (падение) с набором скорости и максимальной тягой двигателей. Здесь также наступает режим перегрузки. Так по синусоидной траектории происходит полёт в невесомость, требующий физической силы, выносливости, тренированности вестибулярного аппарата. Главная же проблема невесомости – это координация движений и ориентация в пространстве. Именно эту научную и практическую задачу ставил перед собой Анатолий Ежов перед полётом в невесомость с гирей. Опускаем подробности того, как сложно попасть в состав интернациональной полётной группы (4 японца, 2 швейцарца, 2 испанца, 4 россиянина), получить специальное разрешение на выступление с гирей в невесомости, ждать полёта 1,5 года (трижды полёт откладывался в самый последний момент). И вот накануне празднования 100-летия со дня основания Военно-воздушных лет России полёт состоялся!

15 августа 2012 года в Звёздном городке, в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина группа прошла медицинский осмотр. Проблемы начались уже здесь – не все его прошли. Утро 16 августа 2012 года выдалось пасмурным и дождливым. Группа прошла повторный инструктаж в Звёздном городке и выехала на аэродром Чкаловский. Пасмурно. Туман. Полёт откладывался. Наконец дали «добро». Группа вошла в самолёт, где опытные инструктора каждому подогнали парашютную систему, помогли прикрепить к ней парашюты. Провели подробный инструктаж по аварийному покиданию самолёта в случае ЧП. Объяснили, как вести себя в режимах перегрузок и в режиме невесомости. Что делать, если кому-то станет плохо…

Взлёт, перелёт в зону пилотирования. Звучит команда: «Приготовиться!» Учащенно бьётся пульс, подскочило давление, гулко стучит сердце. Пошла перегрузка! Людей вдавило в пол. Трудно дышать. Вдруг всё закончилось, группа взлетела и поплыла по салону самолёта-лаборатории. Есть невесомость!!!

nevesom1.jpg

Анатолий гирю специальным устройством прикрепил к руке (чтобы не улетела и не разбила салон самолёта, никого не травмировала) с таким расчетом, чтобы её можно было перекладывать из руки в руку. С наступлением невесомости Анатолий поплыл к потолку салона, чётко поднимая гирю правой рукой. На удивление движения были координированы, и он ориентировался в пространстве. Инструкторы помогали членам группы освоиться в невесомости. Забегая вперёд, замечу, что далеко не у всех это получалось. Четверым членам группы стало плохо, и им помогал врач, входящий в состав полётной группы. Анатолий Ежов с упоением поднимал гирю разными способами: толчком, жимом, рывком, длинным циклом. В невесомости эти разграничения были весьма условны, вес гири здесь не имеет значения. Поэтому тест был на координацию движений, количество подъёмов, ориентацию в пространстве. Анатолий поднимал гирю на потолке, вверх ногами, стенах, вращаясь вокруг своей оси в позе «лотоса». Лазил по трапеции по периметру салону…

nevesom3.jpg

Из десяти режимов невесомости было выполнено семь режимов. Самолёт пошёл на посадку. Здоровье членов группы, которым стало плохо, – превыше всего. Это закон полётов на невесомость. Даже не все кандидаты в космонавты его выдерживают.

nevesom4.jpg

Анатолий полностью выполнил гиревую программу. Поднял флаги России, Беларуси, МИУ, Международной конфедерации мастеров гиревого спорта (МКМГС).

sertifikat.jpg

На Земле свидетельства Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина членам группы вручал легендарный человек (он был вместе с группой в этом полёте), – начальник отдела экстремальных видов подготовки Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, Герой России, полковник ВВС В.А. Рень, который специально отметил Анатолия Ежова как лучшего в полёте. В Свидетельстве за подписью начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина Героя России, Героя СССР, лётчика-космонавта СССР С. К. Крикалева записано: «Выдано Ежову Анатолию Николаевичу в том, что он совершил уникальный испытательный полёт на самолёте-лаборатории ИЛ-76 МДК с отработкой режимов невесомости, соответствующий условиям реального космического полёта». Анатолию Ежову был выдан также костюм Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и рекомендация полёта в стратосферу. Последнее – дело будущего. А вот 16 августа 2012 года войдет в историю гиревого спорта мира как день первого выступления с гирей в экстремальных условиях невесомости. Да здравствует гиревой спорт!

Олег Лисицын, почётный работник высшего профессионального образования России, чемпион мира, Европы, России, Союзного государства по гиревому спорту среди мастеров